понеділок, 26 липня 2021 р.

Щоб нащадки пам`ятали. Завод імені Кірова: у перші дні війни та в евакуації

 Почесному громадянину Токмака, Заслуженому машинобудівника України, кавалеру орденів Леніна та «За заслуги перед Запорізькім краєм», двох орденів Трудового Червоного Прапора Василю Никифоровичу Ахрамеєву довелося пройти шлях від сільського хлопчика, який ледве вижив у роки голодомору 1933-го та пережив війну,  до генерального директора одного з найбільших підприємств СРСР - ВО «Південдизельмаш».

Ось що згадував Василь Никифорович Ахрамеєв про війну, що стала суворим випробуванням для колективу заводу імені Кірова, для токмачан  і для кожного співвітчизника.

«Воскресным утром 22 июня 1941 г. учащиеся специальной технологической группы курсов мастеров завода собрались в механическом цехе № 1 для сдачи выпускных экзаменов. До прихода членов экзаменационной комиссии обменивались друг с другом своими знаниями, вопросами и, конечно, волновались.

Во время экзаменов появился начальник этого цеха Резчик П. X. Он был крайне взволнован. «Товарищи! – сказал он. – Немецко-фашистские войска напали на нашу страну. Только что состоялось экстренное совещание у директора завода по вопросу организации работы предприятия в условиях во-

йны. По мобилизации уходят на фронт первые 250 рабочих, ИТР и служащих».

Так для заводчан и для всей страны наступила роковая дата, от которой пошел отсчет долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны советских людей с фашистской Германией. Война в истории Родины стала тяжелейшим, ни с чем, наверное, не сравнимым по трагичности событием.

Поколению заводских ветеранов, сменившему тогда школьную форму на военную или рабочую спецовку, она дала первый толчок к познанию своей причастности к всенародной борьбе с фашизмом, к общей личной судьбе и судьбе Отечества, к их неразделимости.

Как и все советские люди, труженики предприятия чувствовали себя мобилизованными на защиту своей Родины. Рабочие, инженеры, техники, служащие осаждали военкомат с одним требованием:

- Пошлите на фронт, хочу с оружием в руках защищать нашу землю!

Военком терпеливо отвечал:

- Армия без надежного тыла сражаться не может. Поэтому на фронт пойдет не каждый.

Мирный труд заводского коллектива 22 июня закончился. Вместо мобилизованных на фронт, на их рабочие места становились молодые люди, пенсионеры. Поддерживая боевые действия Красной Армии своим героическим трудом в тылу, кировчане вступали в ряды народного ополчения, в санитарные производственные дружины, создавали отряды самообороны, сдавали в фонд обороны свои сбережения и облигации Государственных займов.

В цехах и службах завода ни один не уходил с рабочего места, пока не убеждался, что задание всей бригадой выполнено. На заводе проявлялся массовый трудовой героизм, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Боевым лозунгом заводчан стал призыв и слова: «Все для фронта! Все для победы!».

Ежесуточно выполняя напряженные, срочные заказы для фронта, кировчане готовили предприятие на случай его эвакуации в глубокий тыл.

Под руководством директора завода, секретаря парткома с участием руководителя военной приемки был разработан детальный план эвакуации. В соответствии с этим планом в цехах установили монорельсы, проложили железнодорожный путь к местам погрузки тяжелого оборудования. Были намечены ответственные руководители за оперативное выполнение всех вопросов в случае эвакуации.

8 августа 1941г., в связи с угрозой захвата немецко-фашистскими войсками Запорожья, из облисполкома по телефону было получено распоряжение о начале эвакуации. В этот же день поврежденный ДнепроГЭС прекратил производство электроэнергии. Завод перешел на обеспечение электроэнергией от своей силовой станции, находившейся в резерве.

Нелегко было заводчанам снимать станки, кузнечное, литейное и энергетическое оборудование со своих мест и фундаментов, готовить их в далекий путь. Многие плакали, не стыдясь своих слез.

С тяжелым сердцем люди оставляли опустевшие цеха и отделы, а потом и свои дома, и близких. Бросали все, что нажито и создано своими руками.

С собой брали, по сути, ручную кладь с крайне необходимым. Помогала в это очень тяжелое время вера в то, что это не надолго,

что враг через месяц-другой будет разбит и все вернется на свои места.

Несмотря на близость вражеских войск и участившиеся налеты враже-

ской авиации, эвакуация прошла организованно. Были полностью эвакуи-

рованы работники завода, вывезено оборудование, готовая и незавершенная

продукция, материалы и комплектующие изделия, вся технологическая и

конструкторская документация.

Эвакуацией руководили директор завода Компанец Ф.Д., главный инже-

нер Зорин И.И., руководитель военной приемки Розенштейн М.Д. Руково-

дитель торпедного производства Алферов В.И. был незадолго до этого от-

командирован в г. Махачкала на завод №182. Эвакуация началась 21 августа

с отправки первого железнодорожного состава с оборудованием и людьми,

последний состав ушел 16 сентября.

Для обеспечения эвакуации потребовалось 947 вагонов и платформ. По-

следними оставили опустевший завод на рассвете 5 октября члены ликви-

дационной комиссии во главе с начальником отдела кадров Радомским А.В.

Город Большой Токмак фашисты захватили 7 октября 1941 года.

Железнодорожные составы с оборудованием и людьми под бомбежкой

вражеской авиации держали путь на юго-восток к месту назначения: Север-

ный Кавказ, Дагестан, г. Махачкала, завод «Двигательстрой».

Завод «Двигательстрой» начал строиться в 1932 году как оборонный за-

вод для производства торпед Т53-38 и Д-4. Его закрытое название «Завод

№182». Он возведен в 10-12 км от г. Махачкала в пригороде, так называемом

соцгородке Каспийск.

К началу Великой Отечественной войны на заводе уже было создано тор-

педное производство. Руководил заводом инженер-капитан 2 ранга Алферов

В.И. Он хорошо знал Токмакский завод № 175 им. С. М. Кирова, знал его

руководителей и тружеников торпедного производства. Это в значительной

мере помогло быстро, без каких-либо задержек осуществить приемку людей,

размещение и ввод в действие прибывшего эвакуированного завода №175.

Завод №175 влился в состав завода «Двигательстрой» и стал называться объ-

единенным торпедным заводом №182.

Первый эшелон прибыл на место в конце августа. Разгружаемое обору-

дование с ходу монтировалось в производственных и подсобных помеще-

ниях. Люди получали жилую площадь в соцгородке Каспийск и в городе

Махачкала.

Отводя себе на сон и отдых не более 4-5 часов в сутки, машиностроители

с Украины в одной семье с сынами и дочерьми Дагестана в кратчайший срок

приступили к выпуску продукции.

По решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) страны и ко-

мандования Северо-Кавказского фронта объединившимся заводам было

поручено срочно организовать изготовление и поставку на фронт ротных

и батальонных минометов, бомбометов БМБ-1 для глубинных бомб, пуле-

метов-пистолетов ППШ, магнитных авиационных донных мин АМД-500 и

АМД-1000 весом 500 и 1000 кг соответственно, а также снарядов для зенит-

ной артиллерии, зажигательных авиабомб и мин для минометов.

Для производства корпусов снарядов и мин был выделен цех во главе

с Резчиком П.Х. и Мавриным М.В. Изготовление другого вооружения осу-

ществлялось в нескольких цехах (№№1,4,9) под руководством и контролем

главного инженера завода №175 Зорина И.И.

Работа по изготовлению оружия и боеприпасов осложнялась не только

до предела сжатыми сроками поставки их фронту, но и тем, что техниче-

ским службам завода было необходимо с представленных образцов изделий

разработать конструкторскую и технологическую документацию, разрабо-

тать необходимую оснастку и мерительный инструмент, а снабженческим

службам обеспечить цеха материалами, которые отсутствовали в торпедном

производстве.

Так, например, технологическая оснастка для изготовления зенитных

снарядов была спроектирована в течение одной ночи, а изготовлена в ме-

талле в двухсуточный срок. Станок для прошивания нарезов в канале ствола

пулемета-пистолета ПГТШ умельцами службы механика и специалистами-

технологами во главе с Самойловым В.И. был создан на базе имевшегося

старого протяжного станка модели «Ойл-Гир» в течение трех суток.

Буквально в считанные часы специалистами технических служб и пере-довиками-рабочими были разрешены возникшие трудности при нанесении

делений на прицельных дисках минометов, при нарезке внутренней резь-

бы на корпусах снарядов, при наволакивании металла во время прошивки

пуансонами ствольной части ПГТШ и т.п. Оперативное решение подобных

вопросов позволило организовать поточное изготовление боевой техники и

боеприпасов буквально за 5-7 суток.

Зимой 1942 г. на объединенном заводе был создан специальный участок

по механической обработке корпусов мин. Кроме нескольких опытных ста-

ночников, на участок токарями было направлено 60 ребят и девчат в возрасте

15-16 лет. Половина новичков состояла из детей, эвакуированных из Ленин-

града, Ростова, Таганрога и др. городов. Увидев исхудавших, с печальными

лицами подростков, мастер участка Капинос СМ., переведенный сюда с дру-

гого участка, почувствовал, как его сердце сжалось и к горлу подступил ком.

Обращаясь к юному поколению, он сказал:

- Вам суждено так рано заменить своих отцов. Они ушли на фронт. Я

научу вас изготавливать оружие. С ним в руках ваши отцы обязательно одо-

леют врага. Это будет наша общая победа.

Начальник участка Маврин М.В. и мастер Капинос С.М. три недели

упорно учили новичков. К концу четвертой недели молодежный участок вы-

полнил 50% месячной программы. В следующем месяце задание было вы-

полнено на 100%.

Вспоминая об этом времени, тогда 16-летняя девушка, впоследствии ве-

теран завода, Иванько Л.Г. (Буркова) сказала:

«Сразу же по прибытии из Токмака на завод № 182 нас разместили в

молодежном общежитии, прикрепили к столовой завода и оформили уче-

никами-станочниками. Я начала свою работу в цехе №4, где начальником

был Маврин М.В. Работали в две смены по 12 часов, а при пересмене рабо-

чий день доходил до 16 часов. Было тяжело, уставали. Но молодость, вера

и надежда на лучший завтрашний день помогали все переносить. Помогала

четкая организация работы, высокая дисциплина, взаимопомощь и взаимо-

выручка, личная ответственность за выполнение заданий. Как часто этого не

хватает сегодня! При приближении линии фронта к Северному Кавказу мы,

молодежь, ходили на заготовку соли в мелководных заливах моря.

Более старшие женщины привлекались к приему раненых солдат из ваго-

нов и доставке их в госпиталь. Мужчины после работы занимались рыбной

ловлей в море, ее засолкой и вялением для личных нужд, для заводских сто-

ловых и госпиталя.

В середине ноября 1942 г. я с родителями эвакуировалась с последней

группой заводчан на теплоходе «Серго Орджоникидзе» через море в г. Крас-

новодск, а оттуда поездом в Алма-Ату».

С прибытием завода им. С. М. Кирова на площадку завода «Двигатель-

строй», руководство объединенным заводом было возложено на представи-

теля Военно-Морского флота инженер-полковника Розенштейна Михаила

Борисовича. Работавший до этого директор Алферов В.И. был отозван в Мо-

скву и являлся представителем Государственного Комитета Обороны (ГКО).

Только один год работал завод им. СМ. Кирова на Кавказе после эвакуа-

ции. В августе 1942 года Махачкала и соцгородок Каспийск оказались в при-

фронтовой полосе. Участились налеты вражеской авиации. Государственый

Комитет Обороны своим Постановлением от 20 августа № 2193 принимает

решение об эвакуации всего объединенного завода в более надежный тыл.

Эвакуации не подлежала только некоторая часть оборудования и людей,

занятых выполнением срочных заказов для фронта.

В ночь на 12 августа 1942 г. по приказу директора устанавливаются сроки

и график остановки цехов и демонтаж оборудования.

Одновременно в Казахстан в города Алма-Ату и Петропавловск, куда

должен прибыть эвакуируемый завод, направляются инженерно-техниче-

ские группы специалистов для изучения и согласования с местными властя-

ми основных вопросов по размещению оборудования и семей тружеников

завода, по разработке проектов строительства и энергоснабжения завода на

новых местах.

Главная роль в работе этих групп отводилась специалистам технологам,

строителям и энергетикам.

При эвакуации необходимо было людей, все эвакуируемое оборудование,

материалы и прочее переправить через Каспийское море с западного берега

на восточный к железнодорожной станции города Красноводск (Туркмения).

Эвакуация осуществлялась непосредственно из г. Махачкалы теплоходом

в г. Красноводск, а также из г. Махачкалы по железной дороге в г. Баку (Азербайджан) и из Баку паромами и баржами также в г. Красноводск. Всего через г. Баку, а оттуда паромами, было отправлено 500 вагонов с оборудованием, инструментом и приборами.

О грандиозности и сложности этой эвакуации можно судить хотя бы по

тому, что для перевозки из г. Красноводска в Казахстан людей, оборудования

и материалов потребовалось 1800 вагонов и платформ.

Большая часть людей, оборудования и другого имущества из г. Красно-

водска направлялась в г. Алма-Ату, оставшаяся часть - в г. Петропавловск.

Руководили эвакуацией - директор объединенного завода инженер-полковник Розенштейн М.Б., главные инженеры заводов №№ 175 и 182 т.т. Зорин И.И. и Каганович С.М., с участием представителя Государственного Комитета Обороны инженер-капитана 2 ранга Алферова В.И.

Ответственность за полноту и сохранность эвакуируемого имущества

возлагалась на руководителей цехов и подразделений завода. Ответствен-

ность за сохранность особо ценного специального оборудования возлага-

лась на руководителей энерго-механического управления (ЭМУ) Кравцова

И.Е., Трофимова Г.И., Жолквера М.В., Иванько Г.И.

****

Город Красноводск во время эвакуации завода представлял собой «боль-

шой муравейник» с тысячами людей, сотнями грузовых мест, десятками

железнодорожных поездов и вагонов, двигающихся в противоположные

стороны. Казалось, невозможно что либо понять, вовремя сделать и не по-

теряться. Но это не так. Благодаря хорошо проведенной подготовительной

работе перед эвакуацией, особой требовательности Алферова В.И. и руко-

водства завода, все заводские грузы были упакованы, снабжены указатель-

ными табличками о том, что упаковано, куда направлять груз по железной

дороге, какой вес груза, как с ним обращаться.

Каждый заводчанин знал, в какой вагон и с кем должен грузиться, кто

является старшим по вагону, кто отвечает за порядок и охрану вагона.

Более того, в такое сложное время была организована выдача многим за-

водчанам на дорогу небольшого сухого пайка в виде крупы, лапши, макарон

и других продуктов. Во время движения в Казахстан на больших станциях

имелась возможность один раз в сутки получить горячую похлебку, запа-

стись кипятком. Охрану состава осуществляли заводчане, медицинское об-

служивание проводили медицинские работники завода.

Первый железнодорожный состав с людьми и оборудованием прибыл в

Алма-Ату 31 августа 1942 года, второй - 8 сентября. Полностью эвакуация

завершилась в ноябре. Все составы встречали на станции уполномоченные

от завода и городской администрации. Людей сразу направляли в места вре-

менного проживания, грузы учитывались и разгружались.

Согласно докладной записке руководства завода в адрес комиссии парт-

контроля при ЦК партии от 9 декабря’ №2185 в г. Алма-Ата к этому дню

прибыло:

- работников завода со своими семьями - 11485 человек;

- оборудования - 929 единиц;

- незавершенного производства - около 5000 тонн;

- материалов различных - 5600 тонн.

На заводе к этому времени уже было смонтировано 370 единиц оборудо-

вания и запущено в работу 119 единиц из числа поступившего ранее.

Часть оборудования и грузов лежали на станции Алма-Ата из-за отсут-

ствия транспорта для доставки их на завод. Особо тяжелые станки и кузнеч-

ное оборудование вообще доставлялись на завод вручную и конной тягой на

подкладных катках и полозьях по морозному снегу.

Прибывший осенью 1942 г. в Алма-Ату завод №182 был не единствен-

ным предприятием, эвакуированным сюда. Еще раньше в город были эва-

куированы заводы и организации из Ворошиловграда (Луганск), Таганрога,

Одессы, киностудии и театры из Ленинграда и Москвы, научные учрежде-

ния и значительное число беженцев из захваченных врагом западных райо-

нов страны.

В городе в короткий срок увеличилось население более чем в 2,5 раза.

Не хватало помещений и жилья для размещения людей, предприятий и ор-

ганизаций, не обеспечивалась потребность в электроэнергии, транспорте,

медицинских и детских учреждениях. Для республики и города это было

непростое и нелегкое время. Казахстан превратился в мобилизационный

центр страны. Здесь формировались и уходили на фронт десятки дивизий,

бригад и отдельных частей. Республика приняла, разместила и кормила де-

сятки предприятий, организаций, учебных заведений, тысячи беженцев из

оккупированных врагом районов страны.

Особо тяжелые испытания выпали на долю кировчан и тружеников

«Двигательстроя», составлявших общий коллектив эвакуированного завода

№182, по прибытии в г. Алма-Ата. Из 11485 человек, прибывших к декабрю,

в городе и на станции Алма-Ата-1 было размещено 11165 человек.

Разделительными стенками между семьями в местах проживания часто

служили развешенные одеяла, простыни и другие «тканевые» стены. Как

говорится, «жили в тесноте, но не в обиде», а часто за общим столом и за-

стольем.

Нельзя не отметить того, что, несмотря на возникшие неудобства и труд-

ности, жители города, хозяева частного жилья относились к заводчанам до-

брожелательно, с полным пониманием. Жили и трудились в единой семье

братских народов во имя Победы над врагом.

Ветеран завода, участник двух эвакуаций, бывший главный инженер

ОКБ Терентьев А.С. вспоминал: «В те суровые годы условия труда и быта

по нынешним меркам были просто невыносимыми. Работали по 12-15 ча-

сов, часто без выходных. Помещения не отапливались. Жили в общежитиях

по несколько семей в одной комнате. Многие ночевали прямо в цехе. Пищу готовили из сахарной свеклы с добавкой отрубей. Все выдавалось по кар-

точкам. В столовой кормили практически один раз в день по талонам ВГП

и УДП (второе горячее питание и усиленное дополнительное питание). Все

понимали, что это необходимо, без этого самоотверженного труда завод не-

скоро начнет работать»...

Было не просто тяжело, а очень тяжело.

Согласно паспорту завод, созданный в Алма-Ате на базе эвакуирован-

ного завода № 182, вошел в систему 2-го Главного управления Наркомата

Судостроения СССР в IV кв. 1943 г. как завод № 175 им. СМ. Кирова, т.е.

Токмакский торпедный завод родился второй раз. Продукцией завода было

определено изготовление с 1944 г. по 1949 г.:

- торпед Т53-38 и Т53-39;

- зарядных отделений АУЗО и УПЗО для этих торпед;

- ремонт и необходимые проверки и испытания реквизированных не-

мецких торпед.

Родившись во второй раз в Алма-Ате, завод активно включился в изго-

товление боевой техники, которая помогала стране бить фашистов вооруже-

нием завода на море и на суше до победного конца. Главную роль в станов-

лении завода на новом месте играл приобретенный опыт и навыки с начала

торпедного производства рабочими и инженерными кадрами в г.Токмаке.

Эвакуированные вместе с заводом в глубокий тыл кадры, вначале в Каспий-

ске, а затем в Алма-Ате, являлись костяком производственных коллективов

на этих заводах.

Без знаний и опыта производства токмачан эти заводы не смогли бы на-

чать производство вооружения в максимально короткие сроки.

****

После завершения Миусской операции, в результате которой был осво-

божден Донбасс, войска Южного фронта, преследуя противника, в сентябре

1943 года вышли на территорию Запорожской области. Здесь они натолкну-

лись на непреодолимую оборонную линию «Восточного вала». Основой его

был мощный водный рубеж - река Днепр, а на южном участке - река Молоч-

ная, вдоль которой расположилась укрепленная линия «Вотан». Этот рубеж

немецкое командование начало создавать в ходе Курской битвы в июле-ав-

густе, когда поняло проигрыш главной ставки наступления своих войск в

летний период 1943 года.

Они не могли смириться с проигрышем Курской битвы, потерей Донбас-

са. Для фашистской Германии удержание рубежа по Днепру и реке Молочной обеспечивало единый фронт и связь с Крымским полуостровом, прикрывало железорудный и марганцевый бассейны, особо важные для промышленности Вермахта. Лишившись донецкого угля, Гитлер всеми силами пытался удержать металлургическую базу на Юге Украины.

На рубеж линии «Вотан» немцы стянули огромное количество войск. К

15 сентября 1943 года была переброшена часть войск даже из Крыма.

Огромную цену заплатила наша страна за прорыв линии «Вотан» и ос-

вобождение нашего края, на полях сражения района полегло почти 14 тысяч

солдат и офицеров, 27 освободителям Токмаччины присвоено звание Героя

Советского Союза, 13-ти из них - посмертно. Токмак был освобожден 20

сентября 1943 года, но защищая линию обороны «Вотан», немцы подверга-

ли жесточайшей бомбардировке город и наступающие части. 21 сентября в

8 часов утра 44 немецких бомбардировщика Ю-88 бомбили город. Особенно

ожесточенной бомбежке Токмак был подвергнут 23 сентября. 130 бомбарди-

ровщиков несколькими заходами бомбили город.

С 21 сентября до 19 октября метр за метром вгрызались наши армии в

фашистскую оборону и отражали контратаки противника. Только 19 октября

территория Токмаччины была полностью освобождена от немецких захват-

чиков. Терпя удар за ударом от советских войск, немецко-фашистские во-

йска 24 октября вынуждены были начать общее отступление.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 4739 токмачан. Их

имена увековечены в Книге Памяти на построенном в центре города мемо-

риале, в том числе имена 214 работников завода им. Кирова.

Живущие сегодня жители города в неоплатном долгу перед теми, кто от-

дал свои жизни за независимость Родины, кто со славой и наградами страны

возвратился с фронтовых и партизанских дорог, кто не досыпал и не доедал

на заводах и фабриках, ковал оружие для фронта, кто в тяжелейших трудах

на полях и фермах обеспечивал пищей солдат, кто лил слезы и страдал, по-

лучая похоронки, кого топтал в неволе фашистский грязный сапог. И какие

бы слова благодарности мы ни говорили, этого все равно будет очень мало в

сравнении с тем, что они сделали для нас и Родины. Мы должны постоянно

помнить поименно всех, кто отдал свои жизни за мирное небо и свободную

землю. Помнить наших дедушек и бабушек, отцов и матерей, сыновей и до-

черей, которые последним шагом на святой земле сделали шаг в бессмертие.

Буквально через несколько дней после освобождения Большого Токмака

началось восстановление завода имени Кирова. Главный вопрос - это созда-

ние энергетической базы. Первый, кто занялся этим глобальным вопросом – бывший мастер электроремонтного цеха В.В. Сидоров. После обследова-

ния состояния энергетических систем, было принято решение восстановить

водонасосную станцию. Немцы, убегая, не успели взорвать водонапорную

башню и подземные трубопроводы. Осталась невредимой компрессорная

станция. В селе Пришиб Токмакского района был обнаружен нефтяной дви-

гатель мощностью 22 л.с. Инициатива, энергичность и смекалка Сидорова

сослужили заводу неоценимую пользу. Он с группой рабочих на Пришиб-

ских высотах снял с подбитых немецких танков два двигателя мощностью

по 150 л.с. каждый. Кроме этого, возле железнодорожной станции лежал

брошенный немецкий паровой двигатель мощностью 60 л.с. Через два ме-

сяца вся эта техника была отремонтирована и установлена в энергоцехе, ко-

торый также уцелел. Когда эта техника заработала, завод и частично город

получили электроэнергию, воду, а также сжатый воздух. Появилась возмож-

ность вести более энергично работы по восстановлению предприятия.

Первым был восстановлен частично уцелевший механический цех (в

последствии электроремонтный и металломодельный), который работал на

производстве нестандартных узлов и деталей, необходимых для дальнейше-

го восстановления основных цехов завода.

Фашисты при отступлении сожгли, взорвали и разбомбили все основные

производственные цехи, не оставив от них практически камня на камне.

Энергетическая база была укреплена за счет возвращения из глубокого тыла

дизельгенераторов 350 и 500 кВт. В октябре 1943 года возвратился из города

Уральска бывший директор Компанец Феодосий Данилович. В эвакуации

в городах Каспийске и Алма-Ата завод возрождали бывшие руководители

завода им. Кирова: представители ВМФ Алферов В.И., Розенштейн М.Б.,

главный инженер Зорин И.И., руководитель конструкторского отдела по

торпедам Кокряков Д.А. и Серебряков Г.Г., специалисты производственных

подразделений Резчик П.Х., Бурков В.А., Буканов В.В., Куликов И.И., Цех-

мейстер П.В., Яблоков И.Д., Иванько Г.И., Капинос С.М. и многие другие.

За год напряженного труда всего персонала завода и строителей была

создана энергетическая база, введены в эксплуатацию цехи: механический,

кузнечный, литейный, инструментальный, ремонтно-механический и ряд

других. Установлено и запущено свыше 120 единиц различного оборудова-

ния и часть жилого фонда.

Находясь еще длительное время в прифронтовой полосе, завод начал

выполнять многочисленные заказы для нужд действующей армии, а также

начал изготовление запасных частей для сельскохозяйственной техники:

гильзы цилиндров для тракторных двигателей, поршневые кольца и другие

детали для ремонта сельскохозяйственной техники, а также изделия для соб-

ственных нужд.

27 ноября 1944 года, чуть проснувшись, жители города услышали для

многих знакомый протяжный, ласкающий слух гудок, эхом раскатившийся

во все уголки города, как морская волна, вздыбленная в одной точке и по-

степенно угасавшая, успокаивавшаяся, удалялась от точки возникновения.

Так и гудок прокатился по городу. Это был не гудок тревоги, сообщавший

во время войны о налете вражеских бомбардировщиков. Этот гудок ласкал

слух каждого жителя, извещал о возрождении завода, новой его жизни. У

каждого на лице возникала легкая улыбка умиления, из глаз мимо воли

выкатывались слезы радости, слезы надежды на новую мирную жизнь. На

улицах встречались и спрашивали: «Ты слышал заводской гудок? Ожил ро-

димый». Все жители города поздравляли друг друга, делились радостной

вестью, своим вкладом в тяжелейшую ношу возрождения предприятия из

руин и пепла. Они видели его, как мифического Феникса, который возро-

дился из пепла и расправляет свои могучие крылья обновления. Гудок еще

больше вдохновил коллектив на вложение максимальных сил и энергии на

восстановление мощи страны, до сих пор борющейся со страшным, ковар-

ным, ненасытным врагом.»