неділя, 10 травня 2020 р.

Щоб нащадки пам`ятали. Було у війни жіноче обличчя


«Вони воювали не гірше чоловіків». Так відгукувався про жінок, які у складі Червоної армії воювали на фронтах Другої світової війни, американський генерал Дуайт Ейзенхауер. А скільки їх було в партизанських загонах, підпіллі, де теж загрожувала смертельна небезпека.. Тож згадаймо у День перемоги над нацизмом у найстрашнішій в історії людства війні Марій, Валентин, Наталь, які разом з чоловіками тримали в руках штурвал літака, автомат чи снайперську гвинтівку, наближаючи День Великої Перемоги над нацизмом.
Ця розповідь про фронтових подруг, токмачанок Марію Мічуріну та Олександру Ручко, які разом з нами відсвяткували  75-річчя Великої  Перемоги.
Фронтові подруги Марія Мічуріна та Олександра Ручко
- В сентябре сорок первого фронт при­близился и в мое родное Лутовиново, что на Орловщине. В то грозное время в селе уже вовсю работал госпиталь, а с передо­вой постоянно поступали красноармей­цы, раненые в жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками. Я помогала медсестрам ухаживать за воинами, а ког­да оккупанты подошли к селу, эвакуиро­валась вместе с госпиталем. Да так и осталась там работать, вскоре, хоть и была девчонкой, приняла боевое крещение, - рассказала Мария Ефимовна.
И продолжила:
- Наш госпиталь не стоял на месте, следовал за отступающими частями, постоянно подвергался бомбежкам. Мне приходилось круглые сутки дежу­рить в палатах, помогать раненым, вместе с ними переживать неудачи Крас­ной Армии. Особенно горько было слушать сообщения Совинформбюро об очередных отступлениях наших войск. С октября сорок первого все вни­мание было приковано к Москве, на защиту которой поднялась вся страна. В разгар кровопролитной битвы и днем, и ночью к нам в госпиталь посту­пали все новые и новые красноармейцы, получившие ранения в оборонных боях на подступах к Москве. Вместе с хирургами медсестры делали опера­ции, вырывали из лап смерти тяжелораненых, чем могли помогали им. Бой­цам с легкими ранениями мы оказывали первую медицинскую помощь и они опять отправлялись в бой.
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, кото­рое закончилось разгромом немцев под Москвой. Эта битва развеяла миф о непобедимости немецкой армии, и еще больше укрепила нашу веру в побе­ду, - отметила Мария Ефимовна.
Юная медсестра вместе с госпиталем попала и на Орловско-Курскую дугу, где в 1943 году состоялась жестокая битва – противостояние совет­ской и немецкой танковых армий. Потом участвовала в боях за освобожде­ние Украины и стран Западной Европы. Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года, но еще долгих
полгода Мария находилась в госпитале, который базировался в Польше. Вме­сте с медсестрами она лечила и выхаживала наших воинов-освободителей, получивших ранения в последние месяцы и дни войны.
- Во время войны в госпитале я познакомилась с красивым младшим лей­тенантом, который лечился у нас от ран. После его выписки и отправки на фронт, мы с ним переписывались, а потом связь прервалась. В глубине души я верила в лучшее, и надеялась, если это моя судьба, мы обязательно встре­тимся. В конце 1945 года я возвратилась в родное село, а на Рождество к нам в гости приехал тот самый, но уже капитан, кавалер ордена Красной Звезды и с двумя медалями на груди – Костя Мичурин. Он был моей первой любо­вью и стал моей судьбой.
Расписали нас в сельсовете и став офицерской женой, я в послевоенные годы исколесила вместе с мужем Дальний Восток и Приморский край. Было трудно, но в нашей семье всегда царило взаимопонимание, теплые отноше­ния и любовь. А сколько радо­сти нам доставляли наши дочери Людочка и Женя, - заметила вете­ран войны и труда.
В 1957 году семья Мичури­ных переехала в Токмак, который стал для них родным.
Сегодня Мария Ефимовна живет вместе со своей старшей дочерью, радуется успехам сво­их внуков, делится с ними сво­ими воспоминаниями о вой­не. Для бывшей фронтович­ки, военной медсестры осо­бый день – День Великой По­беды, в которую она внесла и свой вклад. И шла к ней не­легкими дорогами кровопро­литной Великой Отечествен­ной войны.
Вместе с Марией Ефи­мовной Мичуриной День Ве­ликой Победы отметила  и ее боевая подруга Алексан­дра Михайловна Ручко. Я ча­сто встречала фронтовичку в городском совете ветеранов, на горрайонных мероприятиях, посвященных Дню Победы и освобождению города и района от немецко-фашистских за­хватчиков.
По моей просьбе Александра Михайловна поделилась своими воспоминаниями, а ей было что рассказать:
- Когда началась Великая Отечественная война, я жила в селе Брес на Брянщине и закончила седьмой класс. В первые дни и месяцы войны я по­могала бойцам Красной армии, попавшим в окружение, собирала еду для партизан. Самое страшное время наступило в период оккупации, я видела зверства фашистов, знала какие карательные акции они устраивали и против партизан, и против жителей сел, которые помогали партизанам. В 1942 году меня насильно угнали в Германию. Там я на себе узнала все ужасы немец­кого рабства, с утра до ночи работала на заводе под дулом автоматов охран­ников, постоянно была голодной потому, что кормили нас всякой баландой.
В 1944 году меня и моих соотечественников освободили советские вой­ска и я добровольно ушла на фронт. Воевала на Третьем Украинском фрон­те, была регулировщицей. Приходилось и в дождь, и в снег, в жару и в хо­лод стоять на посту, регулировать движение нашей техники и частей, двигав­шихся на запад, на Берлин.
Когда связной сообщил нам весть о Победе над фашистской Германией, мы не могли поверить в это. Но потом ликовали вместе со всеми, плака­ли от радости и гордились, что в той страшной войне мы выжили, высто­яли и победили!- рассказала Алексан­дра Михайловна Ручко.
                        Спогади фронтовичок записала Людмила Арман